Престижно, удобно, надежно!

"ВОЛГА" в советское время была настоящим барометром амбиций и статуса владельца. Верхом престижа считались машины черного цвета. Они пренадлежали людям, достигшего высокого положения в обществе.

С чего начинается «Волга»?
Мировая автомобильная промышленность на рубеже 50-60-х годов, благодаря прогрессу в химии и электронике, сделала большой скачок вперед. Появились новые технические решения, машины стали более скоростными и комфортабельными. Кардинальные изменения претерпела и автомобильная мода — округлые, выпуклые поверхности ушли в прошлое, легковые автомобили стали низкими, с преобладанием прямых стремительных линий и острых граней. На этом фоне ГАЗ-21 «Волга» выглядела основательно устаревшей, поэтому, начиная с 1961 года, на горьковском автозаводе начались работы над новой «Волгой», получившей индекс ГАЗ-24. Перед конструкторами стояла задача: создать машину того же класса, что и ГАЗ-21, сохранив ее высокие эксплуатационные показатели {проходимость, надежность, приспособленность к трудным дорогам и низким температурам), но повысить максимальную скорость и динамику разгона, снизить вес и улучшить топливную экономичность.
Многие из этих требований противоречат друг другу. Так, хорошая проходимость требует большого дорожного просвета, а автомобильная мода диктует низкий силуэт кузова. Надежность связана, как правило, с усилением конструкции и, соответственно, с увеличением веса машины. Улучшение динамических качеств влечет повышение, а не снижение расхода топлива. При этом в машину требуется заложить достаточный запас по модернизации, так как ее производство будет продолжаться не один год (как в воду глядели — потомки «двадцать-четверки» выпускаются до сих пор, спустя сорок лет).
Поэтому машину прорабатывали очень тщательно, ей старались придать оригинальный внешний вид, хоть и не без влияния американского и европейского автопрома. Автомобиль у дизайнеров Леонида Циколенко и Николая Киреева, получился строгим, с небольшим количеством декоративных деталей, одновременно привлекательным
внешне и, самое главное, безошибочно узнаваемым — это «Волга»!
Как шутили тогда сами конструкторы: «Новые автомобили снаружи должны быть меньше, чем внутри». По такому же принципу конструировалась и «Волга». Она стала на 13 сантиметров ниже, чем ГАЗ-21, на 7,5 сантиметров короче, а салон, наоборот, стал просторнее благодаря уменьшению толщины дверей и применению гнутых боковых стекол. Увеличение базы на 10 сантиметров позволило увеличить расстояние между рядами сидений, значительно добавив комфорта задним пассажирам. На ранних «двадцатьчетверках» между раздельными передними сиденьями предусматривался специальный вкладыш, пре-
вращавший передние сиденья в широкий диван. В результате рядом с водителем могли сесть два пассажира — машина становилась шестиместной. Но очень быстро от такого нововведения отказались, ссылаясь на то, что два пассажира спереди сильно стесняют водителя, а это влияет на безопасность управления машиной. Передние сиденья новой «Волги» скоро изменили, и они получили возможность индивидуальной регулировки спинки по наклону. Из новинок оборудования кузова можно также отметить специальный вентилятор для обдува заднего стекла — обогревающих нитей в задних стеклах автомобилей тогда еще не применяли. Интересна и новая по тем временам система вентиляции кузова, которая осуществлялась через перфорированную обивку потолка и специальные воздухоотводы на задних стойках кузова {именно они прикрыты хромированными накладками).

В новом кузове применялось много пластмассовых деталей, что в те годы также было новшеством. Их количество, по сравнению с ГАЗ-21, возросло многократно (всего более 350). Так, из пластмассы сделали кожухи системы отопления, вентилятор системы охлаждения двигателя, прокладки между листами задних рессор, корпуса задних фонарей и многие другие детали, которые ранее изготовлялись исключительно из металла.
Пламенный мотор
Новую машину проектировали под установку сразу четырех различных моторов. Прежде всего, подразумевалась стандартная верхнеклапанная «четверка» объемом 2,5 литра. Конструкторы намеревались заменить ее в дальнейшем на абсолютно новую V-образную «шестерку». Второй вариант двигателя — V-образная «восьмерка», как на «Чайке»: эти мощные машины предназначались для спецслужб в качестве автомобилей преследования. В отдаленной перспективе предусматривалось разработать еще четырехцилиндровый дизель. Любой из этих моторов вставал в моторный отсек ГАЗ-24 с минимумом переделок, что позволило впоследствии действительно комплектовать «Волги» различными двигателями. Основным двигателем считался новый ЗМЗ-24Д, спроектированный на базе деталей старого мотора «Волги». Он имелусовершенствованный механизм газораспределения, электромуфту вентилятора системы охлаждения двигателя, единственный полнопоточный фильтр системы смазки, двухкамерный карбюратор. Коробка передач на новую «Волгу» ставилась четырехступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода и напольным расположением рычага КП (у ГАЗ-21 рычаг располагался на руле). Примененный удлинитель на коробке передач позволил отказаться на ГАЗ-24- от промежуточного карданного вала. Но самое главное, что радовало эксплуатационников и будущих владельцев, на новом автомобиле сократилось количество точек смазки: с тридцати до девяти!

Новая «Волга» выгодно отличалась гидровакуумным усилителем тормозов, действующим от разряжения во впускном коллекторе двигателя, и впервые примененным в практике отечественного автомобилестроения раздельным приводом тормозов на передние и задние тормоза. Позже, в конце 70-х годов, такая конструкция будет
обязательной для всех автомобилей в СССР, включая автобусы и грузовики, но первой стала именно двадцать четвертая «Волга». Опытные образцы ГАЗ-24 были готовы в 1966 году. Они испытывались в сравнении с аналогичными зарубежными моделями и успешно выдержали экзамен пробегом более 200 тыс. километров. По результатам испытаний Государственная комиссия дала положительную оценку новому автомобилю, и с 1968 года началось мелкосерийное производство новой «Волги». В 1970 году производство ГАЗ-24 перевели на главный
сборочный конвейер. Остается назвать имена людей, под руководством которых была создана новая и современная машина, на хорошем техническом уровне для начала 70-х годов: главным конструктором завода ГАЗ тогда являлся Александр Дмитриевич Просвирин, а ведущим конструктором по машине был Александр Михайлович Невзоров.

Модернизация
Любой автомобиль — не что-то зафиксированное раз и навсегда, он постоянно меняется, совершенствуется. Не стала исключением и новая «Волга». Суммарное перечисление всех изменений могло бы занять не одну страницу, поэтому остановимся на самых значимых или заметных внешне. С1972 года из-за низкой надежности пришлось отказаться от электромуфты в приводе вентилятора системы охлаждения двигателя,
с 1974 года машину стали комплектовать замком руля, совмещенным с замком зажигания, и двухцветными габаритными стояночными огнями на задних стойках крыши. С января 1975 года все машины обрели модерни-
зированную панель приборов, у которой оригинальный, но очень капризный ленточный спидометр уступил место стрелочному. В этом же году внедрили закрытую систему охлаждения двигателя с расширительным бачком, рассчитанную на работу с антифризом (до этого в системе применяли обычную воду, которую при морозах необходимо было сливать). Чуть позже в «Волге» появилась аварийная система световой сигнализации («аварийка»), травмобезопасная рулевая колонка и «клыки» на бампере.

«Зеленый огонеК»
Наибольшим доверием у советских таксистов традиционно пользовались «Волги». Что вполне объяснимо, ведь автомобилю в таксопарке приходится нелегко! В больших городах такси за смену проходит порядка 400 километров. Каждые несколько секунд водитель тормозит или нажимает педаль сцепления, переключает передачи или поворачивает. И это в любую погоду, днем и ночью. В Москве за год автомобиль такси проходил более 115 тысяч километров. Такую напряженную эксплуатацию выдержит далеко не всякий автомобиль, а «Волга» выдерживала! Неслучайно как только завод в 1970 году освоил серийный выпуск новой «Волги», значительную часть в его производственной программе сразу заняла модификация такси — ГАЗ-24-01. От базового автомобиля таксомотор отличался, прежде всего, дефорсированным двигателем (80 л.с.), предназначенным для работы на более дешевом бензине А-76, и комплектацией салона: обивка сидений из кожзаменителя, зеленый фонарик у ветрового стекла, таксометр-счетчик пробега и стоимости поездки. С 1978 года на крыше таксомоторов стал устанавливаться специальный опознавательный фонарь оранжевого цвета, а окраску изменили со светло-салатового на лимонно-желтый.

 

Древний герб Нижнего Новгорода - бегущий олень на червленном поле - лег в основу заводского знака ГАЗа. Впервые в таком виде он появился в 1950 году на ЗИМ-12 и до сих пор используется на всех автомобилях Горьковского автозавода.

Форма и содержание

Белая Волга — мечта 70-х годов!

Панель приборов со стрелочным спидометром «Волги» обрели
с 1975 года. До этого на машину ставился весьма оригинальный
спидометр «ленточного» типа
Несмотря на общую достаточно современную конструкцию
органов управления, возраст ГАЗ-24 выдает рычаг ручного тормоза
в виде «кочерги» под панелью приборов

Удобный, легко открывающийся замок на крышке багажника появился
на «Волге» а середине 70-х годов, и больше всех порадовал таксистов

Салонное зеркало заднего вида с переключением на ночной режим было на «Волге» с самого начала
Хромированная решетка радиатора с частыми прорезями на 24-ой «Волге» практически повторяла рисунок решетки на предыдущей 21-ой модели, демонстрируя преемственность поколений

Запирающийся лючок бензобака — важное дополнение к безопасности автомобиля, особенно частного. Слив бензина и тогда был не редкостью
Дверные ручки «с кнопками» устанавливались до 1984 года
Задние фонари на «Волге» полностью пластмассовые -новшество того времени

Панель приборов строга и лаконична, но в этом ее прелесть
и неповторимость

Хромированная накладна с габаритным стояночным фонариком
на задней стойке крыши закрывала дефлекторы системы вентиляции салона.
Багажнику «Волги» не просто большой, а очень большой! Это неоспоримое достоинство автомобиля.

Газовых упоров в начале 70-х годов еще не применяли, поэтому для надежного удержания капота в открытом положении установили такие сложные петли с фиксаторами и пружинами
О На новой «Волге» вместо двух масляных фильтров грубой и тонкой
очистки поставили единый полнопоточный

Капот у «Волги» всегда навешивался на задних петлях, хотя тогда в моде были капоты с передней навеской

В моторный отсек «Волги» планировалось ставить двигатели различ-
ной конструкции, объема и мощности, но почти всем машинам достался
только бензиновый четырехцилиндровый мотор
Учитывая качество отечественного бензина, на ГАЗ-24 штатно
предусмотрели толивный фильтр тонной очистки

 

Схема автомобиля ГАЗ-24 «Волга»

Техническая характеристика ГАЗ-21И «Волга»
Число мест:
5-6
Максимальная скорость
145 км/час
Время разгона до 100 км/ч
22 сек
Расход топлива при скорости 30-50 км/ч
8 л/100 км
Электрооборудование
12 V
Аккумуляторная батарея
6СТ-60
Генератор

Г-250-Н1

Реле-регулятор
РР-350
Стартер
СТ-230-Б
Прерыватель-распределитель
Р-119-Б
Свечи зажигания
А17В
Размер шин
7.35-14
Вес автомобиля в снаряженном состоянии:
снаряженная
1420 кг
полная, в том числе:
1820 кг
на переднюю ось
870кг
на заднюю ось
950кг
Дорожные просветы:
под передней осью 190мм
под задней осью 174мм
Наименьший радиус поворота:
по колее переднего наружного колеса 5,6м
Подвеска передняя:
независимая, пружинная, с поперечными рычагами,
амортизаторы гидравлические, телескопические
Подвеска задняя:
зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах, амортизаторы гидравлические, телескопические
Рулевой механизм:
глобоидальный червяк с трехгребневый ролик                              
Тормоза:

рабочий — барабанный с автоматической регулировкой, с ги-
дравлическим раздельным приводом,усилитель гидровакуммный

стояночный — на задние колеса с механическим приводом

Сцепление:
однодисковое, сухое
Коробка передач:
механическая, четырехступенчатая с синхронизатором на всех передачах переднего хода.
Передаточные числа трехступенчатой коробки передач:
1-3,5; И-2,26; Ш-1,45 ; IV-1,00; задний ход - 3,54
Двигатель
24Д, четырехтактный, четырехцилиндровый карбюраторный,
рядный, верхнеклапанный
Диаметр цилиндра 92мм
Ход поршня 92мм
Литраж двигателя 2445 см3
Степень сжатия 8,2
Число клапанов 8
Порядок работы цилиндров двигателя 1-2-4-3
Карбюратор: К-126Г
Максимальная мощность: 98 л. с. при 4500 об/мин
Максимальный крутящий момент: 19,2 кгс. м при 2200-2400 об/мин

ИТОГ

Небольшие установочные партии новой "Волги" выпучкались с 1968 года, массовое производство ГАЗ-24 "Волга" началось 15 июня 1970 года, когда она полностью заменила на конвеере предшественецу, двадцать первую "Волгу". Всего с 1968 по 1992 год изготовлено 1481561 экземпляров "Волги" второго поколения, включаяя все модификации.

 

 

[AD]
Hosted by uCoz