Народный ЗИМ-12

Директивы XIX съезда КПСС по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951-1955 годы
обязывали автостроителей «...выпускать еще больше автомобилей и более высокого
качества, конструировать новые автомобили для удовлетворения многосторонних запросов
социалистического народного хозяйства».

По мнению руководства Минавтопрома, народному хозяйству из всех «многосторонних запросов» в первую очередь потребовался легковой автомобиль среднего класса, для обслуживания партийных функционеров средней руки. В те годы предпочтение отдавалось не частным, а служебным автомобилям, и новая комфортабельная легковушка должна была занять пустующую нишу между державным ЗИС-110 и массовой «Победой». Правительственное задание и начало разработки шестиместного легкового автомобиля пришлось на апрель-май 1948 года. Перед конструкторским коллективом Горьковского завода были поставлены жесткие сроки для выполнения важного государственного задания — на проектирование автомобиля и подготовку производства было отпущено всего 29 месяцев. Это был совершенно нереальный срок, даже если бы горьковчане просто скопировали одну из моделей «Бьюика» (Buick), что, собственно, и предлагал сделать ГАЗу замминистра автомобильной промышленности В.Ф.Гарбузов. Но у главного конструктора завода Андрея Александровича Липгарта на этот счет было свое мнение. Он напомнил, что, благодаря унификации многих деталей, заводу в дни войны удалось в очень короткий срок наладить производство первого отечественного джипа ГАЗ-64, сложив его из уже освоенных в производстве узлов и агрегатов, создав заново только кузов. Этим путем решили идти и с новой машиной. Была только одна серьезная загвоздка — серийно выпускаемый шестицилиндровый рядный двигатель ГАЗ-11 (V — 3,48 л), спроектированный еще в 1937 году и устанавливаемый на грузовики ГАЗ-51, плохо подходил для большого легкового автомобиля. В стандартном варианте такой мотор выдавал всего 70 л. с., а в форсированном, с измененной степенью сжатия и двойным карбюратором, не более 90-95 л. с. Для задуманного легкового автомобиля массой более 2 тонн этого оказывалось недостаточно. Необходимо было или создавать новый двигатель или как-то снижать массу автомобиля. Первый вариант отпадал из-за сжатых сроков, а второй казался просто фантастическим. Тем не менее, А. А. Липгарт предложил сделать представительский автомобиль безрамной конструкции, с несущим кузовом. На автомобиле с колесной базой 3,2 метра такого не делал никто и никогда в мире, но это решение экономило более 200 кг веса. Помимо несущего кузова, ЗИМ был примечателен еще гидромуфтой сцепления, впервые примененной на отечественном автомобиле. Она устанавливалась на коленчатый вал вместо маховика и плавно передавала крутящий момент к ведущему диску сцепления. Сделано это было для очень мягкого начала движения, что было важно для автомобиля представительского класса. Гидромуфта позволяла двигаться без лишних переключений, например на второй передаче, в диапазоне скоростей от 0 до 80 км/ч, и прощала водителю все огрехи с педалями сцепления и газа. Но она требовала и абсолютной исправности ручного тормоза, иначе без «ручника» заглушенный ЗИМ частенько укатывался с горочки даже на включенной первой передаче. Еще одна особенность ЗИМа — ровный пол в пассажирском салоне, без выступающего кожуха карданного вала. А уникальная конструкция капота давно стала визитной карточкой ЗИМа. Только у него цельный штампованный капот был способен открываться на любую сторону — влево или вправо, а при открытии обоих замков капот вообще можно было снять с машины! 15 февраля 1950 года, по заведенной традиции представлять новые машины в Кремле,ЗИМ был показан И.В.Сталину. Автомобиль ему понравился сразу, и он легко дал «добро» на его производство. Вскоре специалисты ГАЗ, во главе с главным конструктором завода А. А.Липгартом и ведущим конструктором Н.А.Юшмановым, за создание ЗИМа были удостоены Государственной премии СССР 1950 года. Первую промышленную партию ЗИМ-12 собрали точно в срок — 13 октября 1950 года.

Эмблема
Впервые эмблема Горьковского автозавода в виде геральдического щита с изображением оленя — символом города Горького (сейчас Нижнего Новгорода), появилась именно на ЗИМе. Придуманная специально для нового легкового автомобиля, она и сегодня в несколько измененном и упрощенном виде украшает все ГАЗовские автомобили. А тогда на ЗИМе передняя эмблема была массивной, с широким хромированным окладом с возвышающейся над гербом кремлевской стеной (стены московского и нижегородского кремля очень похожи, чем и не преминули воспользоваться на ГАЗе) и символической кремлевской башней, увенчанной огромной красной звездой.

Табель о рангах
В негласной «табели о рангах» много внимания уделялось закрепленному автотранспорту —
каждой руководящей должности была определена своя марка автомобиля: председатель
колхоза не мог рассчитывать более чем на «Победу», а первому секретарю крайкома негоже
было садиться во что-то классом ниже ЗИС-110. Естественно, появление ЗИМа произвело
переполох в номенклатурной среде. Многие аппаратчики, кому позволяли должности,
возжелали как можно быстрее пересесть на новую машину. Борьба за обладание газов-
ской новинкой приобрела такой масштаб, что журнал «Крокодил» (кстати, курируемый ЦК
КПСС) вынужден был в начале 1952 года напечатать едкий фельетон «Стоп! Красный свет!»,
клеймивший позором номенклатурных работников, которые шли на всякие ухищрения ради
скорейшего выделения персонального ЗИМа.

Теоретически простой советский гражданин В 50-х годах при желании мог приобрести себе в частное пользование легковой автомобиль представительского класса ЗИМ. Он свободно предлагался в автомагазинах, но его стоимость для обывателя была просто заоблачной - 40 000 руб. После тяжелой и разрушительной Войны далеко не у всех желающих получалось скопить даже 9 000 руб. Поэтому новый ЗИМ В частном пользовании - большая редкость, обычно такие машины выкупали у государства позже, но остаточной стоимости после длительной эксплуатации, ремонтировали, холили и лелеяли. В результате, при общем относительно небольшом выпуске до наших дней дожили многие экземпляры этой замечательной машины, и ныне ЗИМ является одним из самых желанных и вполне доступных раритетов у автоколлекоционеров.

В 1959 году появилась новая модель легкового автомобиля представительского класса ГАЗ-13 «Чайка», более скоростная и комфортабельная, чем ЗИМ. Но прямой замены в неписаной «табели о рангах» не произошло. Для большинства чиновников, которые разъезжали на ЗИМах,«Чайка» оказалась не по статусу. Оригинальное решение нашли в Минобороны, переоборудовав на одном из своих авторемонтных заводов около десятка автомобилей ГАЗ-13 с заменой всех внешних панелей, а также бамперов и эмблем на ЗИМовские. Военные чиновники получили более комфортабельные и современные автомобили, формально соблюдая неписаные правила.

 

 

Спинка передних сидений сплошная, а пепельница в ней и натянутый веревочный поручень предназначались для пассажиров, едущих на раскладывающихся дополительных сиденьях, — страпонтенах.

Удобный подлокотник и пепельница в нем — атрибут повышенной комфортабельности для высокопоставленных пассажиров.

Страпонтены, несмотря на их «неполноценность», довольно удобны и позволяли выдержать даже дальнюю дорогу.

Широкий задний диван формально рассчитан на двух пассажиров, но на нем свободно размещались и трое.

Приборная панель ЗИМа на заводе окрашивалась специальным фактурным способом, имитирующим отделку под дерево

Надпись «ЗИМ» но машинах присутствовала везде, даже на кнопке звукового сигнала — водитель и пассажиры должны были осознавать, на какой выдающейся машине им посчастливилось передвигаться
Часы с недельным заводом

По центру приборной панели — ручка включения «дворников», выполнения из особой пластмассы «под слоновую кость»

Капот ЗИМа мог откидываться
в бок, в ту или иную сторону, в зависимости от желания водителя, а при отстегивании обоих боковых замков совсем сниматься с машины.

Особенность дверей ЗИМа в том, что задняя пара открывалась против хода машины —считалось, что таким образом садиться в машину намного удобнее

Черный цвет и обилие массив-
ных хромированных деталей —«визитная карточка» ЗИМа

Обязательная принадлежность
всех легковых автомобилей того времени — хромированные колпаки колес с «фирменной» надписью.

Несмотря на то что багажник кажется большим, добрую его половину заняли запасное колесо и шоферские принадлежности

Единственный стоп-сигнал
на ЗИМе располагался по центру и был украшен большой выпуклой звездой

Схема автомобиля ЗИМ-12

 

Техническая характеристика ЗИМ-12
Число мест:
6
Максимальная скорость
120 км/час
Время разгона до 10 км/ч
37 сек
Расход топлива при скорости 50-60 км/час
15,5 л/100 км
Тормозной путь со скорости 30 км/час
5,5м
Электрооборудование
12 V
Аккумуляторная батарея
12 V
Аккумуляторная батарея
6СТ-68ЭМ
Генератор
Г-20; 18 а; 225 вт
Реле-регулятор
РР-20б
Стартер
СТ-20б
Прерыватель-распределитель
Р-20
Свечи зажигания
А14К
Размер шин
7,00-15
Вес автомобиля в снаряженном состоянии:
без нагрузки общий
1940 кг
с нагрузкой 6 человека общий
2390 кг
на переднюю ось
1190кг
на заднюю ось
1200кг
Дорожные просветы:
под передней осью 200мм
под задней осью 200мм
Наименьший радиус поворота:
по колее переднего наружного колеса 6,8м
внешний - по наиболее выступающей части 7,4 м
Подвеска передняя:
независимая, пружинная, с поперечным расположением рычагов, амортизаторы гидравлические двухстороннего действия
Подвеска задняя:
на продольных полуэллиптических рессорах, амортизаторы гидравлические двустороннего действия
Рулевой механизм:
глобоидальный червяк и двухгребневый ролик, передаточное отношение — 18.2                                  
Тормоз ножной:
колодочный, на все колеса с гидравлическим приводом
Тормоз ручной:
колодочный, на задние колеса с механическим приводом
Сцепление:
однодисковое, сухое
Коробка передач:
механическая, трехступенчатая, двухходовая, рычаг управления на рулевой колонке
Передаточные числа трехступенчатой коробки передач:
I — 3,115; II — 1,772; III — 1,00; задний ход —3.740

ЗИМ-12 (ГАЗ-12). легковой автомобиль повышенной комфортности серийно выпускался с 1950 по 1959 год. Санитарный Вариант ГАЗ-12Б выпускали на год дольше, до 1960 года.Всего произведено 21527 автомобилей. В технических характеристиках автомобиль всегда указывался как 6-местный, но фактически на его заднем диване свободно умещалось три
человека - как раз в этом месте Кузов был неоКольКо расширен за счет выступающих боковин, в результате машина легко брала на борт семерых пассажиров.

[AD]
Hosted by uCoz