"МОСКВИЧ - 407"- легенда советской автомобильной промышленности

Догоним и перегоним...
Практически одновременно с началом серийного выпуска «Москвичей-407» вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 422 от 17 мая 1958 года «О мерах по дополнительному развитию автомобильной промышленности». В нем МЗМА предписывалось поднять произ­водство легковых автомобилей к 1965 году до 100 тысяч штук в год, ввиду высоко­го спроса на «Москвичи» внутри страны и их большого экспортного потенциала. Это постановление не было лишено смысла. Уже в августе 1958 года на Всемирной авто­мобильной выставке в Брюсселе 407 и 423 «Москвичи» были отмечены золотыми меда­лями и дипломами, что значительно повысило престиж советских автомобилей за рубежом. Кроме стран социалистического лагеря, спрос на «Москвич-407» имелся в Финляндии, Нор­вегии, Бельгии и в Греции. Ради наращивания выпуска экспортных «Москвичей» в январе 1961 года даже пришлось пожертвовать всеми полноприводными модификациями «Москвичей» (М-410Н и М-411Н) — они были сняты с производства. Прочные, надежные, достаточно современ­ные, но в то же время простые в эксплуа­тации и ремонте, «Москвичи» были вполне конкурентоспособны и на мировом рынке.

 

По наследству от предыдущей модели «Москвичу-407» достался ряд новаторских особенностей конструкции: гнутые (пано­рамные) ветровые и задние стекла, телеско­пические амортизаторы двойного действия спереди и сзади, бесшкворневая подвеска передних колес. В стандартную комплек­тацию автомобиля входил радиоприемник. Ветровое стекло защищалось от запотева­ния теплым воздухом от встроенного ото-пителя. Сиденья в салоне раскладывались в ровное спальное место, а водительское к тому же получило способность быстрой продольной регулировки с помощью фиксирующего рычажка. Даже по европей­ским меркам, такое оснащение считалось богатым.
Пламенный мотор
Назвать «Москвич-407» абсолютно новой моделью было бы неправильно. Запущенный в производство в 1958 году, он стал глубокой модернизацией выпускавшегося до него «Москвича-402». Главное отличие — мощ­ность. На 407-й модели установили новый верхнеклапанный двигатель мощностью целых 45 лошадиных сил, вместо устарев­шего нижнеклапанного силового агрегата мощностью всего 35 «лошадок». По тем вре­менам — настоящий технический прорыв!

Появлению подобного двигателя предше­ствовала долгая работа. До запуска в серий­ное производство верхнеклапанные моторы устанавливались только на заводских спортивных машинах, которые участвовали в первенствах страны и показали на со­ревнованиях блестящие результаты. Эти успехи подвигли заводских конструкторов И. И.Окунева, И.А.Гладилина и Я. В. Горяче­го на создание верхнеклапанного двигателя для серийного «Москвича». Идея, легшая в основу создания «нового» двигателя была очень проста. Конструкторы старались достичь компромисса между имевшимся оборудованием (замена всех станков не входила в планы МЗМА) и прогрессивной новой конструкцией. Альтернатива на­шлась: блок цилиндров двигателя 407-го «Москвича» стали изготавливать на уже имеющихся на заводе станках. Принципи­альной новинкой в моторе оказалась только алюминиевая головка цилиндров с верхним расположением распределительного вала. Первую сотню 45-сильных моторов изгото­вили в 1957 году, а с мая 1958-го ими стали комплектовать серийные автомобили.

Совершенству нет предела
Сначала «Москвичи-407» внешне почти не отличались от предыдущих «Москви-чей-402». Распознать новинку помогали лишь косвенные признаки: сократилась в высоту хромированная «гребенка» на вы­ступе задней двери, а под заводской эмбле­мой появилась надпись «Москвич». С декабря 1959 года — впервые на отече­ственных легковых машинах — стали устанавливать новую четырехступенчатую коробку передач вместо трехступенчатой. Это улучшило динамические и эксплуатаци­онные свойства машины, особенно на грун­товых и горных автодорогах. Для улучше­ния дизайна выпускаемой малолитражки по моде тех лет кузов «Москвича» сделали двухцветным, а чтобы замаскировать гра­ницу перехода от одного цвета к другому, на кузове ввели разделяющий молдинг из нержавейки. Двухцветные машины «улучшенной комплектации» шли в основ­ном на экспорт, а на капоте, под заводской эмблемой, появилась надпись «Москвич».
В I960 году на автомобиле появились новая облицовка радиатора, существенно изменившая «лицо» малолитражки, а также новые задние фонари с двумя, вместо трех, рассеивателями. Одновременно с этим бо­ковой молдинг стал устанавливаться на все выпускаемые малолитражки, независимо от цветности. В декабре 1960 года шумный редуктор главной передачи с прямозу­быми коническими шестернями уступил место более тихой и надежной гипоидной передаче. В январе 1961 пластмассовый красный «флажок» на капоте заменили ме­таллической «каплей», а в феврале 1962-го пропали «клыки» с бампера. В таком виде «Москвич-407» приобрел свой закончен­ный «классический» вид и выпускался до октября 1963 года.

 
Автовладелец
«Машина — не роскошь, а средство передвижения», — утверждали газеты той эпохи. Но одно дело лозунги, и совсем другое — реальность. До реформы 1961 года, в результате которой с денег исчез один ноль и счет пошел не на тысячи, а на сотни рублей, водитель грузовика получал 760 руб., продавщица в продовольственном мага­зине — 450, учитель географии — 600. А «Москвич-407» стоил целых 16 000 рублей! Деньги на машину собирали годами, откладывая лишнюю копейку «в чулок». Впрочем, время было: полтора-два года приходилось ждать, пока подойдет заветная очередь на машину. Поэтому «безлошадные» соотечественники на автовладельцев поглядыва­ли с плохо скрываемой завистью.

По заслугам
Успехи Московского завода малолитражных автомобилей в освоении новой продукции не прошли незамеченными и вскоре были оценены по достоинству: в марте I960 года за создание автомобиля «Москвич-407» МЗМА был награжден Дипломом ВДНХ СССР первой степени. В советское время это являлось значимой наградой. И в то же время на замену «четыреста седьмому» уже готовилась новая, технически более совершенная «четыреста третья» модель, которая по ряду узлов и деталей была унифицирована со следующим, тре­тьим, поколением московских малолитражек. Последний автомобиль модели «Москвич-407» сошел с конвейера автозавода в октябре 1963 года. Всего было выпущено 359 980 автомо­билей, из которых каждый третий — 120 903 — был поставлен на экспорт.
 

«Москвич-407» (1960 год)

Москвич-407» стал одной из самых удач­ных моделей в истории завода. До наших дней, несмотря на прошедшие десятилетия, дожили сотни экземпляров этой машины. Отчасти это стало возможным, благодаря прочности конструкции и толщине кузовно­го метала (0,8-1,1 мм). Но все же главную роль сыграла действительно всенародная любовь к «четыреста седьмому». Эти авто­мобили сохранились не только в частных гаражах, но и во многих музейных коллек­циях: бывшем заводском музее АЗЛК, риж­ском «Мотор-музее», в частном собрании автомобилей «Моторы Октября», компании «Дельта», в финском городе Тампере и др.

«Москвич» - чемпион!
«Москвич-407» немало способствовал развитию автомобильного спорта в СССР. Многие гон­щики выступали на нем в кольцевых и ипподромных гонках, ралли. Автомобили оснащались форсированными двигателями (до 67л. с. при 4800 об/мин), стабилизаторами поперечной устойчивости и более жесткими пружинами задней подвески. Всего на машинах этой моде­ли было одержано 12 побед на чемпионатах СССР.
А в октябре 1956 года Центральный автомотоклуб СССР был принят в члены Международ­ной автомобильной федерации (ФИА). Советский автоспорт получил представительство в международном органе, регулирующем этот технический вид спорта. Советские гонщики вышли на международный уровень.
«Москвичи» принимают участие в международном ралли «1000 озер» (1959 год)

Старт в Афинах на ралли «Акрополис-63» Трудность ралли заключалась в массе трамплинов

Уже в августе 1958 года наши спортсмены дебютировали на «Москвичах-407» на междуна­родном соревновании — ралли «1000 озер» в Финляндии. Спортсмены ехали практически на серийных, не доведенных до спортивного уровня машинах, да и раллииного опыта у совет­ских гонщиков почти не было. Но до финиша дошли все четыре заводских экипажа! В течение следующих четырех лет «Москвичи» успешно штурмовали зарубежные трассы, благодаря чему престиж и, соответственно, экспорт советских автомобилей увеличился в несколько раз.

«Визитной карточкой» автомобиля «Москвич-407» стала большая красивая эмблема, символизирующая принадлежность завода к столице. На ней четко прочитывается силуэт одной из башен московского Кремля с рубиновой звездой, фрагмент кремлевской стены. Эмблема, расположенная на фоне мирного голубого неба с золотистыми лучами солнца, символизировала светлое будущее страны Советов. Позже цвет фона поменялся на красный видимо, это более соответствовало идеологии государства. На фоне Кремля — большие красные буквы МЗМА (Московский завод малолитражных автомобилей).



Помимо основной эмблемы, на капоте «407-х» ранних выпусков располагался красный флажок с небольшой пятиконечной звездочкой. В январе 1961 года его сменила бесформенная и невыразительная хромированная «капля», оказавшаяся более технологичной в производстве.


На переднем крыле у «Москвичей» устанавливался красный треугольничек из плексигласа с обозначением модели.

Заправочная горловина топливного бака на «Москвичах» располагалась сзади и была спрятана за номерную табличку. Ее центральное расположение позволяло свободно подъезжать к заправочной колонке.

«Москвичи» второго поколения получили объемный багажник, открывающийся снаружи. Данное новшество было особенно ценно, если вспомнить, что на более ранних «Москвичах» 400 и 401 попасть в багажник можно было

На задних дверях и крыльях машины заметна подштамповка, символизирующая поджатые перед прыжком лапы хищного зверя. Таким образом художники-дизайнеры пытались придать динамичность силуэту машины.


В интерьере «Москвича» минимум пластмассы, зато использованы добротные ткани, гармонично сочетающиеся с общей цветовой гаммой кузова.
Стандартное оснащение машины предусматривало наличие часов, установленных над зеркалом заднего вида.

Стандартное оснащение машины предусматривало наличие часов, установленных над зеркалом заднего вида.


Рычаг переключения передач располагался на рулевой колонке, как и у большинства зарубежных аналогов.

Приборы немногочисленны и лаконичны -как следствие, их показания хорошо «считываются».

Пепельница, встроенная в приборную панель, находилась на самом видном месте. Нынешние про­изводители стараются убрать ее с глаз подальше.

Не каждая малолитражка в то время могла похвастаться радиоприемником, установлен­ным прямо на заводе.

Карбюратор К-59 с падающим воздушным потоком.

В отличие от современных автомобилей с подвесными педалями, у «Москвича» педали сцепления и тормоза устанавливались на полу. Вдали видна ножная кнопка центрального переключателя света фар (ближний-дальний).

Свободный доступ к двигателю обеспечивал капот «аллигаторного типа».


Клюка с металлическим набалдашником
на самом деле — всего лишь рычаг стояночного
(ручного) тормоза.


Салон «Москвича» по современным меркам не назовешь просторным, но зато он уютный и не лишен изящества.

Выступающие рычаги управления и замок зажигания расположили по центру приборной панели. С точки зрения обеспечения безопасности, это решение нельзя назвать оптимальным: при аварии пассажиры с заднего сидения могли травмировать голову о ключ зажигания. В других моделях неудобное расположение ключа приводило к травме коленной чашечки.

Важное достоинство машины для автотуристов раскладывающиеся в ровное спальное место спинки сидений.



Схема автомобиля «Москвич-407»

Техническая характеристика Москвич-407
Число мест:
4
Максимальная скорость
115 км/час
Время разгона до 80 км/ч
24 сек
Расход топлива при скорости 30-40 км/час
6,5 л/100 км
Тормозной путь со скорости 30 км/час
6,0м
Электрооборудование
12 V
Аккумуляторная батарея
12 V
Аккумуляторная батарея
6СТ-42
Генератор
Г-22; 16 а; 200 вт
Реле-регулятор
РР-24Д
Стартер
СТ-122; 0,6 л.с.
Прерыватель-распределитель
Р-35Б
Свечи зажигания
А11У
Размер шин
5,60 - 15
Вес автомобиля в снаряженном состоянии:
без нагрузки общий
990кг
с нагрузкой 4 человека общий
1290 кг
на переднюю ось
640кг
на заднюю ось
650кг
Дорожные просветы:
под передней осью 200мм
под задней осью 200мм
Наименьший радиус поворота:
по колее переднего наружного колеса 6,0м
внешний - по наиболее выступающей части 6,3 м
Подвеска передняя:
независимая, пружинная, с поперечным расположением рычагов, бесшкворневая, амортизаторы гидравлические, телескопические двухстороннего действия
Подвеска задняя:
зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах, амортизаторы телескопические двустороннего действия
Рулевой механизм:
глобоидальный червяк и двухгребневый ролик, передаточное отношение — 17,0                                   
Тормоз ножной:
колодочный, на все колеса с гидравлическим приводом
Тормоз ручной:
колодочный, на задние колеса с механическим приводом
Сцепление:
однодисковое, сухое с гасителем крутильных колебаний
Коробка передач:
механическая, трехступенчатая, двухходовая, рычаг управления на рулевой колонке, позже четырехступенчатая
Передаточные числа трехступенчатой коробки передач:
I — 3,53; II — 1,74; III — 1,00; задний ход — 4,61
Передаточные числа четырехступенчатой коробки передач:
I — 3,81; II — 2,42; III — 1,45; IV — 1,0; задний ход — 4,71
Коническая главная передача: 4,71 (33 и 7 зубьев) Гипоидная главная передача: 4,55
Двигатель:
407, карбюраторный, четырехтактный, четырехцилиндровый, рядный, верхнеклапанный
Диаметр цилиндра                                  
Ход поршня                                          
Литраж двигателя                                  
Степень сжатия                                    
Число клапанов                                    
Порядок работы цилиндров двигателя             
Карбюратор:
К-59 (с падающим потоком)
Максимальная мощность:

45 л. с. (33 кВт) при 4500 об/мин

 

 

 

 


Москвич-410Н выпускался в 1958-1960 гг. По личной инициативе Н.С. Хрущева, полно-приводный легковой автомобиль должен был использоваться в сельской местности, наглядно демонстрируя улучшающееся бла­госостояние колхозников. Но производство сложной полноприводной машины пришлось свернуть в пользу увеличения выпуска экс­портных модификаций базового седана.

Москвич-423Н выпускался в 1958-1963 гг. Автомобили с кузовом «универсал» идеально подходили для дачников и путешественников, но в розничную продажу поступали в огра­ниченном количестве, используясь преиму­щественно на государственной службе. Москвич-423Н долгое время оставался недо­стижимой мечтой рядового автолюбителя.

 
Вместе с базовой моделью легКового малолитражного «МосКвича-497», Выпускавшейся с апреля 1958 по деКабрь 1963 года, нобым двигателем на заводе стали оснащать все его модификации. На улицах замельКали зеленые огоньКи и «шашечКи» таКси, модели «407Т», дополнительно оборудованной тахометром. Специально для людей с ампутацией или параличом ног был создан «407Б» -автомобиль с ручным управлением. Его основным отличием от базовой модели стало применение специальной системы ручного управления педалями сцепления, тормоза и управления дроссельной заслонКи Карбюратора, выключателя стартера и переключения света (ранее осуществлялись ноЖными переключателями). Врачи ездили К пациентам на санитарном автомобиле «407М», разработанном для слуЖбы «медицинская помощь на дому». Модель была оборудована отличительными знаКами, аптечКой и внутренней обивКой Кузова из легКо моющегося Кожезаменителя. В ЖарКие страны с тропическим Климатом отправился экспортный вариант «497 К)». Кроме того, в производство были запущены пятидверная модернизированная грузопассажирская версия с Кузовом «универсал», грузоподъемностью 4 человека и 199 груза (или 2 человека и 259 Кг груза) - «МосКвич-423 Н», фургон «МосКвич-439», полноприводный седан «МосКвич-419 Н» и универсал «МосКВич-411 Н».

Москвич-411Н выпускался в 1958-1960 гг. Полноприводный автомобиль с кузовом «универсал» во многом опережал свое время: мода на комфортабельные легковые автомобили со всеми ведущими колеса­ми и универсальными кузовами пришла на 20 лет позже. А тогда из-за дороговизны конструкции модель не получила широкого распространения, навсегда оставшись экс­клюзивной редкостью.

Москвич-407-купе специальный спортив­ный автомобиль для кольцевых и иппо-дромных гонок. Его двухместный кузов был легче и посажен относительно колес ниже, чем у серийной модели. Изготовлен в двух экземплярах в 1962 г."Москвич - 407-купе "


По материалам журнала "Автолегенды СССР" №1 2010

Hosted by uCoz