Дачный вариант

"Двушка" стала для советского народа первым массовым и доступным легковым автомобилем с кузовом "универсал". К тому же появление ВАЗ-2102 удивительным образом совпало с увеличением горожан дачными участками, и машина с вместительным кузовом тотчас стала самым желанным приобретением дачников.

 

Вечно вторая
16 августа 1966 года в Москве было подписано генеральное соглашение между итальянской компанией FIAT и советским Внешторгом о научно-техническом сотрудничестве в области разработки легковых автомобилей. В его рамках был утвержден проект строительства автомобильного заво- 
да на территории СССР. Этим соглашением определялись и сами модели: два автомобиля в комплектации «норма» с кузовами «седан» и «универсал», и автомобиль «люкс». В качестве прототипа для «нормы» сразу был определен FIAT-124, получивший в 1966 году титул «Автомобиль года», в модельном ряду которого, помимо седана, существовал еще и универсал. Но универсалу не сразу довелось попасть на наши дороги. Летом 1966 года проходило первое знакомство отечественных специа- 
листов с итальянской малолитражкой. Тогда пришли только седаны. И лишь в следующем году, когда для всесторонних испытаний и исследований фиаты к нам завезли большой партией, среди седанов оказалось несколько универсалов. Это и были первые прототипы нашей «двушки». В течение 1967-1969 годов в конструкцию итальянских машин постоянно вносились
доработки. Необходимость в них возникла практически сразу, как только машины вышли на испытательные трассы. Прежде всего, потребовалось усилить кузов, который просто не выдерживал наших разбитых дорог и трещал по швам. По настойчивым просьбам советских специалистов се- 
рьезным конструктивным вмешательствам подвергся двигатель автомобиля — распределительный вал перенесли из блока двигателя в головку блока. По сути это означало создание нового силового агрегата. Кроме того, на фиатах потребовалось изменить сцепление, коробку передач, увеличить дорожный просвет, полностью переработать переднюю и заднюю подвеску, заменить задние дисковые тормоза на барабанные, так как дисковые не выдерживали загрязнений на наших дорогах и быстро выходили из строя. В общей сложности в конструкцию FIAT-124 было внесено свыше 800 изменений, после чего он получил наименование FIAT-124R (Russki). В Советском Союзе доработанным машинам присвоили собственное обозначение — ВАЗ-2101 (седан) и ВАЗ-2102 (универсал). Необходимо отметить, что ВАЗовские первенцы оказались первыми отечественными автомобилями, которые примерили на себя новый отраслевой документ — нормаль ОН 025270-66. Ею регламентировалось присвоение автомобилям и прицепам новых четырехзначных цифровых обозначений, в зависимости от назначения и класса. Чуть позже машинам подыскали подходящее имя собственное — «Жигули». Первые автомобили Волжского автозавода были похожи как близнецы-братья, и, естественно, во многом унифицированы между собой. Но приоритет во всех проектных и доводочных работах отдавался седану ВАЗ-2101, а универсал ВАЗ-2102 всегда оставался на вторых ролях. В те годы «копейке» посвящались целые статьи, документальные фильмы и фотосессии, а о «двушке» при этом если и вспоминали, то вскользь. Даже на сборочный конвейер ВАЗ-2102 «Жигули» попали ровно через год после
начала производства ВАЗ-2101, в апреле 1971 года, когда в строй полностью вступила первая очередь завода.

Рабочая лошадка

Достоинство автомобиля с кузовом «универсал», или, как его еще тогда называли, «комби», перед седаном в том, что его легко приспособить для перевозки объемных грузов. «Он как нельзя лучше подходит для воскресных семейных поездок за город с надувной лодкой, гамаком или даже детской коляской. Подходил такой автомобиль и для дальних отпускных путешествий, когда возникала тысяча проблем: как разместить в машине ребенка, бабушку и куда пристроить палатку, портативную газовую плитку и складные стулья и стол. Наконец, без универсала трудно владельцу садового участка, удаленного на 60-80 км от города.
Саженцы и кадушка для воды, старый буфет и мешки с урожаем яблок, рамы для теплицы и стиральная машина — вот грузы, которые нельзя перевезти в обычной легковой машине», — так пропагандировал в начале 70-х годов журнал «За рулем» применение машин с кузовом «универсал» среди автолюбителей.
Для перевозки объемных грузов подушка заднего сиденья на ВАЗ-2102 имела возможность откидываться вперед, образуя большое пространство для груза (1,47x1,32x0,73 м). Грузоподъемность автомобиля при этом достигала 250 кг. Пятая
дверь и грузовая площадка потребовали изменить всю планировку задней части автомобиля, по сравнению с ВАЗ-2101. Так, практически до бампера опустилась погрузочная высота багажника, а задние фонари пришлось делать вертикальными, вместо горизонтальных на «копейке». Запасное колесо теперь размещалось не в левом крыле, а под полом багажника. Из-за перекомпоновки пространства топливный бак ВАЗ-2102 стал на 6 ллитров вместительнее, чем на ВАЗ-2101. Его горловина теперь выводилась влево. На универсале ВАЗ-2102 заслуживает интереса конструкция задней подъемной двери. Она удерживалась в открытом состоянии системой торсионов, спрятавшихся под потолком крыши в задней части автомобиля. Никаких дополнительных гидравлических амортизаторов «двушке» не требовалось, а сама торсионная система оказалась надежной и неприхотливой в эксплуатации, правда, довольно сложной при монтаже. В трансмиссии универсала применили редуктор с более низким передаточным
числом, чем у базовой модели (4,44 вместо 4,30). Вследствие этого тяговые показатели ВАЗ-2102 возросли, но максимальная
скорость снизилась и немного увеличился расход топлива. Поскольку у ВАЗ-2102 допустимая нагрузка несколько выше, чем у автомобиля с кузовом «седан», универсал оснащался на заводе более жесткими пружинами подвески и шинами увеличенной грузоподъемности.

Модернизация

Небольшие изменения в электрической части оборудования ВАЗ-2102 произошли в 1977 и 1983 годах. Связаны они были с текущей модернизацией применяемого электрооборудования на автомобилях
Волжского автозавода. Также на машине менялись и модернизировались применяемые карбюраторы — в 1974,1976 и 1978 годах, а с 1980 года на машину устанавливались новые карбюраторы от модели 2105 (типа «Озон»). В том же 80-м году ВАЗ-2102 «Жигули» стали комплектовать пластмассовыми бачками стеклоомывателя ветрового стекла (до этого его роль выполняла специальная резиновая «грелка», смонтированная под капотом), заодно изменилось управление стеклоомывателем — вместо
использовавшейся до тех пор кнопки на панели приборов перешли на ножную педаль, по типу ВАЗ-21011.

Экспорт

Автомобиль ВАЗ-2102 «Жигули», как и ВАЗ-2101, активно экспортировался в различные страны. Если сначала вторая модель в основном поступала в страны социалистического содружества (Болгария, ГДР, Чехословакия, Венгрия, Югославия), то вскоре она появилась на дорогах Франции, Австрии, ФРГ, Швейцарии, Нигерии, Египта и др. Когда первые машины отправились на экспорт в европейские страны, выяснилось, что название «Жигули» трудно произносимо для многих жителей Европы, а на некоторых языках, например, на французском, слово «Жигули» имеет еще и негативный смысловой оттенок, так как созвучно со словом «жигало»,
имеющим практически то же значение, что и слово «альфонс». В результате новому советскому автомобилю пришлось придумывать другое экспортное название. Выбор пал на красивое
и звучное имя Lada, которым мы пользуемся теперь даже чаще, чем первоначальным «Жигули». Полное экспортное наименование универсала: Lada-1200 Kombi. Машины с такими шильдиками на задней двери несколько отличались от тех, у которых было просто написано «Жигули»: на них дополнительно устанавливались стеклоочистители и стеклоомыватели задней двери, а также передние сиденья от ВАЗ-2106 с подголовниками.

Форма и содержание

Экспортная модификация ВАЗ-21026 отличалась от базовой
приборной панелью от ВАЗ-2103 и правым рулем

Подобное расположение основных органов управления на «Жигулях»
выглядит очень непривычно

На праворульной модификации, предназначенной для Великобритании,
спидометр оцифрован в милях

Прямоугольное зеркало заднего вида появилось не сразу,
на машинах первых серий оно было круглым

Отличительная особенность ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102 — клыки на бампере

Травмобезопасные утопленные в кузов ручки появились именно
на «Жигулях», на FIAT ручки были устаревшего выступающего типа

Управление климатической системой очень простое, с помощью ползунковых движков, а сам отопитель прекрасно виден под приборной панелью

Качество внутренней отделки первых моделей «Жигулей»
было на высоком уровне

Надпись Lada-1500 Kombi на задней двери свидетельствует, что перед нами самая динамичная и комфортабельная модификация
в гамме ВАЗ-2102

Багажник у универсала очень внушительный, а вот традиционной для нынешних универсалов полочки за задними сиденьями тогда еще не существовало

тобы откинуть спинку заднего сиденья в «двушке», достаточно
щелкнуть с двух сторон вот такими замками на стойках кузова

Под массивным хромированным «клювом» на задней двери всего лишь спряталась лампочка подсветки номерного знака

Прерыватель-распределитель зажигания Р-125

Моторный отсек «Жигулей»: все доступно и удобно для обслуживания

Резиновая «грелка» — это своеобразный бачок стеклоомывателя ветрового стекла, который устанавливался в 70-х годах на все «Жигули»

Бачок для тормозной жидкости разделен на две независимые емкости — если один из контуров тормозной системы дал течь, то другой позволит остановить машину

Карбюратор «Вебер» (ДААЗ-2101) славился большей надежностью,
чем сменивший его впоследствии «Озон», за счет более простой
конструкции

Паспортные данные

Схема автомобиля ВАЗ-2102

Техническая характеристика ВАЗ-2102
Число мест:
5
Максимальная скорость
135 км/час
Тормозной путь со скорости 80 км/ч
38м
Электрооборудование
12 V
Аккумуляторная батарея
6СТ-55
Генератор

Г-221

Реле-регулятор
РР-380
Стартер
СТ221
Прерыватель-распределитель
Р125
Свечи зажигания
А-17
Размер шин
6,45-13
Вес автомобиля в снаряженном состоянии:
без нагрузки общий
1010 кг
с нагрузкой 5 человек общий
1440 кг
на переднюю ось
630кг
на заднюю ось
810кг
Дорожные просветы:
под передней осью 175мм
под задней осью 170мм
Наименьший радиус поворота:
по колее переднего наружного колеса 5,6м
Подвеска передняя:
независимая, на поперечных рычагах с цилиндрическими пружинами, амортизаторы гидравлические телескопические
Подвеска задняя:
зависимая, с цилиндрическими пружинами и реактивными штангами, амортизаторы гидравлические телескопические
Рулевой механизм:
глобоидальный червяк                        
Тормоза:
рабочий — передние дисковые, задние барабанные, с регулятором давления, привод гидравлический, раздельный
Сцепление:
однодисковое, сухое
Коробка передач:
механическая, четырехступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах
Передаточные числа трехступенчатой коробки передач:
I — 3,75; II — 2,30; III — 1,49;IV-1.00 задний ход — 3,87
Двигатель
ВАЗ-2102, четырехтактный, четырехцилиндровый, карбюраторный,
рядный
Диаметр цилиндра 76мм
Ход поршня 66мм
Литраж двигателя 1198 см3
Степень сжатия 8,5
Порядок работы цилиндров двигателя 1-3-4-2
Карбюратор: ДААЗ-2101
Максимальная мощность: 64 л. с. при 5600 об/мин
Максимальный крутящий момент: 8,9 Нм при 3400 об/мин
Помимо базового варианта, серийно выпускалось несколько модификаций ВАЗ-2102, отличающихся друг от друга силовыми агрегатами различного объема и, соответственно, мощностью, вариантами отделки салона и расположением рулевого управления (праворульные версии предназначались исключительно на экспорт).
ВАЗ-21021 выпускался с 1974 года, отличался от базовой версии только установкой более мощного (69 л. с. 1300 см3) двигателя от ВАЗ-21011.
ВАЗ-21021-01 и ВАЗ-21021-02 выпускались с 1978 года также с двигателем ВАЗ-21011, но дополнительно комплектовались другими вариантами приборной панели. В комплектации 01 применялась панель приборов от ВАЗ-2103, а в комплектации 02 панель приборов ставилась от ВАЗ-21011. Данные модификации предназначались на экспорт и практически не поступали в продажу на внутренний
рынок.
ВАЗ-21022 — это обычный стандартный вариант универсала, но с правым расположением органов управления.
ВАЗ-21023 выпускался с 1977 года и комплектовался салоном и двигателем (1500 см3) от люксовой модели ВАЗ-2103. Это была самая динамичная и комфортабельная модификация в гамме ВАЗ-2102, но отечественные потребители знали о такой машине в основном понаслышке, так как она предназначалась на экспорт и в СССР не продавалась.
ВАЗ-21024 аналогичен модификации ВАЗ-21021-02, но отличается от нее правым расположением руля.
ВАЗ-21026 праворульная версия, аналогична модификации ВАЗ-21023.

Индекс автомобиля ВАЗ-21021-02 расшифровывается так:
ВАЗ — разработчик и (или) производитель: Волжский автозавод;
21 — автомобиль малого класса с двигателем от 1200 до 1800 см3;
02 — вторая модель, зарегистрированная в этом классе;
1 — первая модификация базового автомобиля, отличающаяся уста- 
новкой другого двигателя, в данном случае объемом 1300 см3;
02 — вторая комплектация данной модификации автомобиля
с применением приборной панели ВАЗ-21011.