Догнать и перегнать Америку!

В1963 году на официальных Встречах с лидерами иностранных держав глава нашего государства Никита Сергеевич Хрущев начал появляться на невиданном доселе автомобиле, более всего напоминавшем роскошные американские машины. Проще было предположить, что страна сменила вдруг внешнеполитический курс, чем поверить в успехи отечественного автопрома.

Гость из будущего
Предыдущий представительский лимузин ЗИЛ-111, сменивший долгожителя ЗИС-110 в кремлевском гараже, появился в официальных хрониках всего за четыре года до описываемых событий, а в СССР начала 60-х нормальным сроком производства одной модели машины без видимых ее изменений считались добрые десять лет. В конце пятидесятых годов произошла смена поколений отечественных легковых автомобилей. «Москвич» семейства 400-401 выпускался до этого 11 лет, «Победа» 12 лет, ЗИМ 9 лет. Появление ЗИЛ-111 было вполне ожидаемым и предсказуемым его предшественник ЗИС-110 верой и правдой прослужил первым лицам государства 13 лет. По сложившейся традиции, новому автомобилю предстояло провести на «посту №1» минимум десятилетие. И вдруг, спустя всего четыре года радикальная смена имиджа! Оптимисты решили было, что проявленная зиловцами оперативность первая ласточка зарождающейся тенденции, и новые модели легковушек начнут появляться с такой же периодичностью. Но новый базовый «Москвич» (модели 402-407-403) уступил место представителю следующего семейства (408-му) без малого 8 лет после своего рождения; «двадцать первая» «Волга», сменившая «Победу», продержалась на конвейере 14 лет, а ГАЗ-13 «Чайка», отправившая на заслуженный отдых ЗИМ, сходила с конвейера автозавода в течение девятнадцати лет. Забегая вперед, отметим, что век ЗИЛ-111Г, как и «сто одиннадцатого», оказался недолог - всего четыре года выпускался этот автомобиль, а затем на смену ему пришёл ЗИЛ-114, который, кстати, был снят с производства лишь десять лет спустя. Причину явления, на тридцать лет опередившего свое время, следует искать не в технических инновациях, а в государственной политике СССР.

 

Большая политика как движущая сила автопрома
К концу 50-х годов Соединенные Штаты Америки стали главным стимулом развития всех без исключения отраслей народного хозяйства СССР. Именно Америку мы на уровне официального девиза намеревались «догнать и перегнать», а на уровне озвученных амбиций продемонстрировать ей «кузькину мать». И если эта загадочная «мать» в ряде стратегических сфер соперничества (например, в освоении космоса) являла себя оригинальными отечественными разработками, то в области автомобилестроения Хрущев ориентировался на достижения геополитического конкурента. Если раньше требования, предъявляемые к автомобилям первых лиц нашего государства, исчерпывались соображениями функциональности (безопасность, комфорт, надежность), то в разгар «холодной войны» основной акцент делался на представительской составляющей.
Машина должна была стать визитной карточкой государства, играть роль полпреда преуспевающей державы. Правительственный лимузин, таким образом, неофициально становился в один ряд с такими
государственными символами, как герб, гимн, флаг.
Это обстоятельство, кстати, имело негативные последствия. Если у американцев президенты, поп-звезды и бизнесмены могли разъезжать на одной и той же модели машины, то в СССР начиная именно с ЗИЛ-111, отказались от использования машин высшего класса где бы то ни было, кроме как на ниве перевозок руководства страны. Предшественник «сто одиннадцатого», ЗИС-110, помимо базовой, представительской версии выпускался в модификациях «такси» и «скорая помощь», что позволяло производить его пусть небольшими партиями, но всё же на конвейере. (За 12 лет свет увидели 2089 автомобилей этой марки.) Производство «сто одиннадцатого» и его модификаций велось вручную и ограничивалось дюжиной экземпляров в год. Ничего страшного в этом не было, но в кремлевском гараже простаивали, не находя широкого применения, замечательные разработки зиловских инженеров. Собственно, попытки наладить производство туристического автобуса «Юность» на базе узлов и агрегатов ЗИЛ-111 объясняются именно
стремлением извлечь из новоявленного «аристократа» хоть какую-нибудь народнохозяйственную пользу.
Итак, благополучно проездив на ЗИЛ-111 четыре года (с 1958 по 1962), Никита Сергеевич захотел обновления представительской машины. Видимых причин тому две.
Во-первых, Джон Кеннеди, сменивший в 1960 году на посту президента США Дуайта Эйзенхауэра, ездил на Lincoln Continental Х-100. Этот «Линкольн», по сравнению со «сто одиннадцатым», казался верхом респектабельности. (Кстати, именно в этой машине 22 ноября 1963 года Кеннеди был убит.) Хрущев проигнорировал тот факт, что в Штатах специально под президентов
автомобили не конструировались, и глава государства выбирал себе официальную машину из общегражданского модельного ряда. Разумеется, после этого выбранная модель подвергалась существенным переделкам, но основа-то оставалась прежней...
Во-вторых, есть версия, что Никите Сергеевичу не нравилось внешнее сходство его ЗИЛа с запущенной годом позже в серию «Чайкой», предназначавшейся для руководителей среднего звена, председателей
горисполкомов, например. В том, что машины эти были очень похожи, нет ничего удивительного: их дизайн примерно в одно и то же время разрабатывался одним человеком газовским художником- конструктором Львом Еремеевым.
Так или иначе, с ролью атрибута высшей власти ЗИЛ-111 и его модификации, по мнению Хрущева, справляться перестали, и в начале 1961 года КБ завода получило задание на переработку правительственного лимузина.

«Фейслифтинг» по-гоголевски
Пожелания самого Никиты Сергеевича сводились к расплывчатому «сделать точно такой, только другой и лучше», где в качестве прототипа подразумевался «Линкольн» Кеннеди. Разумеется, подобную формулировку нельзя было считать конкретным техническим заданием. К тому же речь шла лишь о приведении внешности
ЗИЛ-111 в соответствие с американской автомобильной модой.
Полностью менять конструкцию автомобиля никто не требовал, тем более что четырехлетней давности разработки 200-сильного восьмицилиндрового двигателя, автоматической гидромеханической трансмиссии и ходовой части оказались очень удачными и ни в чем не уступали американским аналогам. Таким образом, речь шла именно о рестайлинге, причем заведомо обращенном к американскому дизайну.
Вначале к «сто одиннадцатому» попытались пристроить новый передок, скопированный с Cadillac Fleetwood 75 1961 года, но в производство этот вариант запущен не был. Затем под руководством конструктора В. Ф. Родионова автомобиль подвергли более серьезной модернизации. Знатоки автомобильного кузовостроения до сих пор спорят, какая именно машина легла в основу ЗИЛ-111Г. Одни утверждают, что непосредственно «Линкольн» Кеннеди (модель Continental Х-1001961 года), другие находят несомненное сходство с Cadillac Fleetwood 75 начала 60-х, третьи ссылаются на Chrysler Imperial 1958 года, четвертые...
Сколько «знатоков», столько и мнений. В действительности ни о каком копировании в данном случае речи не было. Художники-конструкторы, разрабатывая новый облик правительственного автомобиля, вынуждены были руководствоваться незатейливой логикой Агафьи Тихоновны из пьесы гоголевской «Женитьбы»: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколь-нибудь развязанности, какая у Балтазара Балтазаровича, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича я бы тогда тотчас же решилась». Вот и взяли что-то от одной машины, что-то от другой.
Это говорит не столько о плагиате, сколько о стремлении не отстать от автомобильной моды... Впрочем, об одном заимствовании все же можно говорить со стопроцентной уверенностью: задние фонари (два вертикальных, визуально связанных с оперением задних крыльев, заменили на четыре
круглых) использовали уже готовые от... микроавтобуса ЗИЛ-118 «Юность», разработки которого находились к тому времени на стадии производства опытных образцов. От чего же во внешности следовало избавиться в первую очередь? Прежде всего, от излишней «готичности», наиболее ярко выраженной в оформлении передней и задней частей автомобиля. Впрочем, с готическими арками козырьки над передними фарами и стреловидные навершия над задними фонарями на американских прототипах сравнивали лишь не вполне компетентные заокеанские искусствоведы. В действительности автомобильный дизайн середины 50-х формировался под влиянием аэрокосмической темы. Отсюда и «кили» над задними крыльями, имитирующие хвостовое оперение самолета, и избыточное остекление верхней части салона, напоминающее «фонарь» истребителя. Тенденция эта была недолгой, автодизайнеры заявили о своем праве на собственную эстетику.
В результате с передних и задних крыльев ЗИЛ-111Г исчезли характерные козырьки и «ребра», фар стало четыре, хромированные бамперы внушали уважение массивностью и выглядели уже не накладными деталями, а конструктивно-художественными элементами кузова. Семиместный салон почти не затронула модернизация. К услугам водителя и пассажиров по-прежнему были предоставлены электрические стеклоподъемники, приемник с автоматической настройкой и возможностью управлять им с заднего сиденья и стеклянная перегородка, отделяющая водительский ряд сидений от VIP-части салона. В стандартную комплектацию модификации «Г» вошел и кондиционер (первый отечественный).

Легковой автомобиль высшего класса ЗИЛ-111Г

 

«Гладко было на бумаге...»
В процессе подготовки ЗИЛ-111Г к производству всплыла одна проблема. Оказалось, что штатный домкрат из-за изменения конструкции оперения и бамперов к новой машине не подходит. Попробовали использовать гидравлический домкрат, применявшийся на «сто десятом» ЗИСе, но и он не подошёл. Пришлось создавать совершенно новое изделие: механический складывающийся винтовой домкрат 2Э111Г по типу домкратов, применявшихся на «кадиллаках» 1961 года. Его конструкция оказалась настолько удачной и универсальной, что он и по сей день входит в стандартную комплектацию современных легковых автомобилей ЗИЛ представительского класса.
Любопытно, что, несмотря на возможность разделять этот домкрат на три составные части и компактно укладывать их в специальный брезентовый чехол, водители кремлевского гаража особого назначения возили приспособление в собранном виде. Дело в том, что существовал строгий временной норматив на замену колеса, и никто не хотел рисковать работой, тратя драгоценные секунды на сборку домкрата.

Опытный образец ЗИЛ-111Г

«Зачет» по истории
ЗИЛ-111Г вошёл не только в историю большой политики, но и в историю... терроризма.
В январе 1969 года космические корабли «Союз-4» и «Союз-5», пилотируемые космонавтами Вольтовым, Елисеевым, Хруновым и Шаталовым, впервые в истории космонавтики совершили стыковку в открытом космосе. 22 января героям должны были вручить правительственные награды. Колонна из шести правительственных ЗИЛов встретила космонавтов в аэропорту «Внуково-2» и направилась в Кремль; пятеро будущих орденоносцев (к ним также присоединился космонавт Береговой) разместились именно в ЗИЛ-111Г, а Брежнев, принимавший участие в церемонии встречи, поехал на ЗИЛ-114 и... другим маршрутом.
При подъезде кортежа к Боровицким воротам из группы оцепления выступил человек в милицейской форме, выхватил из кармана два пистолета и с обеих рук расстрелял в автомобиль с космонавтами две полные обоймы 16 патронов. Одной из пуль был убит водитель машины Илья Жарков, ещё одна пуля ранила мотоциклиста из эскорта, однако это не помешало тому направить мотоцикл на террориста и сбить его с ног. Космонавтов спасло лишь то, что все они успели упасть на пол. Слегка пострадал Береговой, которому осколки стекла поранили лицо. Впоследствии выяснилось, что стрелявший, младший лейтенант армии Виктор Ильин, готовил покушение на Брежнева и был уверен, что стреляет по машине, в которой едет «дорогой Леонид Ильич».

Парадный фаетон ЗИЛ-111Г

 

Форма и содержание

Царство хрома и натуральной кожи — верх респектабельности для
автомобилей 60-х годов. Обратите внимание на огромный диаметр
рулевого колеса и его тонкий обод: сейчас стараются делать наоборот

Стильные металлические хромированные ручки переключателей
по бокам от приборной панели отвечают за работу отопителя

Кнопочный блок управления автоматической коробкой передач

Роскошный задний диван для VIP-персон

 

Встроенный в переднюю панель радиоприемник выглядел очень скромно
по сравнению с остальной отделкой салона

Рычажок с надписью «Ветр.с.» отвечает за заслонку, направляющую
горячий воздух на ветровое стекло: это позволяет почти моментально
избавляться от запотевания или обледенения

Хромированная «клюшка» ручного тормоза спряталась
под панелью приборов

Фирменные задние фонари ЗИЛ-111Г напоминали сопла
реактивных двигателей

Колеса лимузинов украшались огромными хромированными колпаками
колес и специальными шинами с белыми боковинами

Кнопки управления электроприводами всех стеклоподъемников
на водительской двери

Очень редкий и ценный экземпляр фаэтона ЗИЛ-111Д

В сложенном виде тент автомобиля закрывался специальным чехлом

Посадка в легковой автомобиль высшего класса должна быть
максимально комфортной

 

Под капотом автомобиля V-образный восьмицилиндровый
силовой агрегат мощностью 200 л. с.

Вакуумный усилитель рабочей тормозной системы

Электронные блоки, в том числе реле-регулятор, закрыты
металлическими корпусами

К бензонасосу, как и к остальным агрегатам автомобилей высшего
класса, предъявлялись повышенные требования по надежности

 

Паспортные данные

Схема автомобиля ЗИЛ-111Г

 

Техническая характеристика ЗИЛ-111Г
Число мест:
170
Максимальная скорость
170 км/час
Расход топлива
19 л/100 км
Электрооборудование
12 V
Аккумуляторная батарея
6СТ-68 2 штуки
Генератор
Г-8В
Реле-регулятор
РР-27
Стартер
СТ-14
Прерыватель-распределитель
Р-4
Свечи зажигания
А-13Б
Размер шин
8,90 - 15
Масса автомобиля:
снаряженная
2815 кг
полная
3340 кг
на переднюю ось
1660 кг
на заднюю ось
1680 кг
Дорожные просветы:
под передней осью
210 мм
под задней осью
210 мм
Наименьший радиус поворота:
по колее переднего наружного колеса 7,5м
Подвеска передняя:

независимая, рычажная, на двух вертикальных цилиндрических пружинах, амортизаторы гидравлические, рычажные, двустороннего действия
Подвеска задняя:

на двух продольных полуэллиптических рессорах, амортизаторы
гидравлические, телескопические, двустороннего действия

Рулевой механизм:
винт и гайка со встроенным гидравлическим уо
передаточное число 22,4                               

Тормоза:

рабочий — колодочный, на все колеса, с гидравлическим
приводом и вакуумным усилителем

стояночный — колодочный, на трансмиссию, с механическим
приводом

Коробка передач:
гидравлический трансформатор (максимальный коэффициент трансформации 2,45), работающий совместно с двуступенчатой планетарной коробкой передач
Передаточные числа:
I — 1,72; II — 1,00; задний ход — 2,39
Двигатель
ЗИЛ-111, V-образный, карбюраторный, четырехтактный,
восьмицилиндровый, верхнеклапанный
Диаметр цилиндра 100мм
Ход поршня 95мм
Литраж двигателя 5980 см3
Степень сжатия 9,0
Порядок работы цилиндров двигателя 1-5-4-2-6-3-7-8
Карбюратор: К-85Б
Максимальная мощность: 200 л. с. при 4200 об/мин
Максимальный крутящий момент: 45 кНм при 2200-2400 об/мин

 

Первые видоизмененные ЗИЛы были выпущены в декабре 1962 года. Совершенно новая модель
автомобиля представительского класса, ЗИЛ-114, сменила «сто одиннадцатые» в 1967 году.
За четыре года (с декабря 1962 по 1967) было выпущено 26 автомобилей ЗИЛ-111Г. Всего же
с 1958 по 1967 годы было собрано 112 автомобилей семейства «ЗИЛ-111» всех модификаций.

 

[AD]
Hosted by uCoz