Народный ЗИМ-12
Директивы XIX съезда КПСС по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951-1955 годы
обязывали автостроителей «...выпускать еще больше автомобилей и более высокого
качества, конструировать новые автомобили для удовлетворения многосторонних запросов
социалистического народного хозяйства».
По мнению руководства Минавтопрома, народному хозяйству из всех «многосторонних запросов» в первую очередь потребовался легковой автомобиль среднего класса, для обслуживания партийных функционеров средней руки. В те годы предпочтение отдавалось не частным, а служебным автомобилям, и новая комфортабельная легковушка должна была занять пустующую нишу между державным ЗИС-110 и массовой «Победой». Правительственное задание и начало разработки шестиместного легкового автомобиля пришлось на апрель-май 1948 года. Перед конструкторским коллективом Горьковского завода были поставлены жесткие сроки для выполнения важного государственного задания — на проектирование автомобиля и подготовку производства было отпущено всего 29 месяцев. Это был совершенно нереальный срок, даже если бы горьковчане просто скопировали одну из моделей «Бьюика» (Buick), что, собственно, и предлагал сделать ГАЗу замминистра автомобильной промышленности В.Ф.Гарбузов. Но у главного конструктора завода Андрея Александровича Липгарта на этот счет было свое мнение. Он напомнил, что, благодаря унификации многих деталей, заводу в дни войны удалось в очень короткий срок наладить производство первого отечественного джипа ГАЗ-64, сложив его из уже освоенных в производстве узлов и агрегатов, создав заново только кузов. Этим путем решили идти и с новой машиной. Была только одна серьезная загвоздка — серийно выпускаемый шестицилиндровый рядный двигатель ГАЗ-11 (V — 3,48 л), спроектированный еще в 1937 году и устанавливаемый на грузовики ГАЗ-51, плохо подходил для большого легкового автомобиля. В стандартном варианте такой мотор выдавал всего 70 л. с., а в форсированном, с измененной степенью сжатия и двойным карбюратором, не более 90-95 л. с. Для задуманного легкового автомобиля массой более 2 тонн этого оказывалось недостаточно. Необходимо было или создавать новый двигатель или как-то снижать массу автомобиля. Первый вариант отпадал из-за сжатых сроков, а второй казался просто фантастическим. Тем не менее, А. А. Липгарт предложил сделать представительский автомобиль безрамной конструкции, с несущим кузовом. На автомобиле с колесной базой 3,2 метра такого не делал никто и никогда в мире, но это решение экономило более 200 кг веса. Помимо несущего кузова, ЗИМ был примечателен еще гидромуфтой сцепления, впервые примененной на отечественном автомобиле. Она устанавливалась на коленчатый вал вместо маховика и плавно передавала крутящий момент к ведущему диску сцепления. Сделано это было для очень мягкого начала движения, что было важно для автомобиля представительского класса. Гидромуфта позволяла двигаться без лишних переключений, например на второй передаче, в диапазоне скоростей от 0 до 80 км/ч, и прощала водителю все огрехи с педалями сцепления и газа. Но она требовала и абсолютной исправности ручного тормоза, иначе без «ручника» заглушенный ЗИМ частенько укатывался с горочки даже на включенной первой передаче. Еще одна особенность ЗИМа — ровный пол в пассажирском салоне, без выступающего кожуха карданного вала. А уникальная конструкция капота давно стала визитной карточкой ЗИМа. Только у него цельный штампованный капот был способен открываться на любую сторону — влево или вправо, а при открытии обоих замков капот вообще можно было снять с машины! 15 февраля 1950 года, по заведенной традиции представлять новые машины в Кремле,ЗИМ был показан И.В.Сталину. Автомобиль ему понравился сразу, и он легко дал «добро» на его производство. Вскоре специалисты ГАЗ, во главе с главным конструктором завода А. А.Липгартом и ведущим конструктором Н.А.Юшмановым, за создание ЗИМа были удостоены Государственной премии СССР 1950 года. Первую промышленную партию ЗИМ-12 собрали точно в срок — 13 октября 1950 года.
Эмблема
Впервые эмблема Горьковского автозавода в виде геральдического щита с изображением оленя — символом города Горького (сейчас Нижнего Новгорода), появилась именно на ЗИМе. Придуманная специально для нового легкового автомобиля, она и сегодня в несколько измененном и упрощенном виде украшает все ГАЗовские автомобили. А тогда на ЗИМе передняя эмблема была массивной, с широким хромированным окладом с возвышающейся над гербом кремлевской стеной (стены московского и нижегородского кремля очень похожи, чем и не преминули воспользоваться на ГАЗе) и символической кремлевской башней, увенчанной огромной красной звездой.
Табель о рангах
В негласной «табели о рангах» много внимания уделялось закрепленному автотранспорту —
каждой руководящей должности была определена своя марка автомобиля: председатель
колхоза не мог рассчитывать более чем на «Победу», а первому секретарю крайкома негоже
было садиться во что-то классом ниже ЗИС-110. Естественно, появление ЗИМа произвело
переполох в номенклатурной среде. Многие аппаратчики, кому позволяли должности,
возжелали как можно быстрее пересесть на новую машину. Борьба за обладание газов-
ской новинкой приобрела такой масштаб, что журнал «Крокодил» (кстати, курируемый ЦК
КПСС) вынужден был в начале 1952 года напечатать едкий фельетон «Стоп! Красный свет!»,
клеймивший позором номенклатурных работников, которые шли на всякие ухищрения ради
скорейшего выделения персонального ЗИМа.
Теоретически простой советский гражданин В 50-х годах при желании мог приобрести себе в частное пользование легковой автомобиль представительского класса ЗИМ. Он свободно предлагался в автомагазинах, но его стоимость для обывателя была просто заоблачной - 40 000 руб. После тяжелой и разрушительной Войны далеко не у всех желающих получалось скопить даже 9 000 руб. Поэтому новый ЗИМ В частном пользовании - большая редкость, обычно такие машины выкупали у государства позже, но остаточной стоимости после длительной эксплуатации, ремонтировали, холили и лелеяли. В результате, при общем относительно небольшом выпуске до наших дней дожили многие экземпляры этой замечательной машины, и ныне ЗИМ является одним из самых желанных и вполне доступных раритетов у автоколлекоционеров.
В 1959 году появилась новая модель легкового автомобиля представительского класса ГАЗ-13 «Чайка», более скоростная и комфортабельная, чем ЗИМ. Но прямой замены в неписаной «табели о рангах» не произошло. Для большинства чиновников, которые разъезжали на ЗИМах,«Чайка» оказалась не по статусу. Оригинальное решение нашли в Минобороны, переоборудовав на одном из своих авторемонтных заводов около десятка автомобилей ГАЗ-13 с заменой всех внешних панелей, а также бамперов и эмблем на ЗИМовские. Военные чиновники получили более комфортабельные и современные автомобили, формально соблюдая неписаные правила.
Спинка передних сидений сплошная, а пепельница в ней и натянутый веревочный поручень предназначались для пассажиров, едущих на раскладывающихся дополительных сиденьях, — страпонтенах.
Удобный подлокотник и пепельница в нем — атрибут повышенной комфортабельности для высокопоставленных пассажиров.
Страпонтены, несмотря на их «неполноценность», довольно удобны и позволяли выдержать даже дальнюю дорогу.
Широкий задний диван формально рассчитан на двух пассажиров, но на нем свободно размещались и трое.
Приборная панель ЗИМа на заводе окрашивалась специальным фактурным способом, имитирующим отделку под дерево
Надпись «ЗИМ» но машинах присутствовала везде, даже на кнопке звукового сигнала — водитель и пассажиры должны были осознавать, на какой выдающейся машине им посчастливилось передвигаться
Часы с недельным заводом
По центру приборной панели — ручка включения «дворников», выполнения из особой пластмассы «под слоновую кость»
Капот ЗИМа мог откидываться
в бок, в ту или иную сторону, в зависимости от желания водителя, а при отстегивании обоих боковых замков совсем сниматься с машины.
Особенность дверей ЗИМа в том, что задняя пара открывалась против хода машины —считалось, что таким образом садиться в машину намного удобнее
Черный цвет и обилие массив-
ных хромированных деталей —«визитная карточка» ЗИМа
Обязательная принадлежность
всех легковых автомобилей того времени — хромированные колпаки колес с «фирменной» надписью.
Несмотря на то что багажник кажется большим, добрую его половину заняли запасное колесо и шоферские принадлежности
Единственный стоп-сигнал
на ЗИМе располагался по центру и был украшен большой выпуклой звездой
Схема автомобиля ЗИМ-12
Техническая характеристика ЗИМ-12 |
|
Число мест: |
6 |
Максимальная скорость |
120 км/час |
Время разгона до 10 км/ч |
37 сек |
Расход топлива при скорости 50-60 км/час |
15,5 л/100 км |
Тормозной путь со скорости 30 км/час |
5,5м |
Электрооборудование |
12 V |
Аккумуляторная батарея |
12 V |
Аккумуляторная батарея |
6СТ-68ЭМ |
Генератор |
Г-20; 18 а; 225 вт |
Реле-регулятор |
РР-20б |
Стартер |
СТ-20б |
Прерыватель-распределитель |
Р-20 |
Свечи зажигания |
А14К |
Размер шин |
7,00-15 |
Вес автомобиля в снаряженном состоянии: |
|
без нагрузки общий |
1940 кг |
с нагрузкой 6 человека общий |
2390 кг |
на переднюю ось |
1190кг |
на заднюю ось |
1200кг |
Дорожные просветы: |
|
под передней осью | 200мм |
под задней осью | 200мм |
Наименьший радиус поворота: |
|
по колее переднего наружного колеса | 6,8м |
внешний - по наиболее выступающей части | 7,4 м |
Подвеска передняя:
независимая, пружинная, с поперечным расположением рычагов, амортизаторы гидравлические двухстороннего действия |
|
Подвеска задняя:
на продольных полуэллиптических рессорах, амортизаторы гидравлические двустороннего действия |
|
Рулевой механизм:
глобоидальный червяк и двухгребневый ролик, передаточное отношение — 18.2 |
|
Тормоз ножной:
колодочный, на все колеса с гидравлическим приводом |
|
Тормоз ручной:
колодочный, на задние колеса с механическим приводом |
|
Сцепление:
однодисковое, сухое |
|
Коробка передач:
механическая, трехступенчатая, двухходовая, рычаг управления на рулевой колонке |
|
Передаточные числа трехступенчатой коробки передач:
I — 3,115; II — 1,772; III — 1,00; задний ход —3.740 |
ЗИМ-12 (ГАЗ-12). легковой автомобиль повышенной комфортности серийно выпускался с 1950 по 1959 год. Санитарный Вариант ГАЗ-12Б выпускали на год дольше, до 1960 года.Всего произведено 21527 автомобилей. В технических характеристиках автомобиль всегда указывался как 6-местный, но фактически на его заднем диване свободно умещалось три
человека - как раз в этом месте Кузов был неоКольКо расширен за счет выступающих боковин, в результате машина легко брала на борт семерых пассажиров.