Догоним и перегоним...
Практически одновременно с началом серийного выпуска «Москвичей-407» вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 422 от 17 мая 1958 года «О мерах по дополнительному развитию автомобильной промышленности». В нем МЗМА предписывалось поднять производство легковых автомобилей к 1965 году до 100 тысяч штук в год, ввиду высокого спроса на «Москвичи» внутри страны и их большого экспортного потенциала. Это постановление не было лишено смысла. Уже в августе 1958 года на Всемирной автомобильной выставке в Брюсселе 407 и 423 «Москвичи» были отмечены золотыми медалями и дипломами, что значительно повысило престиж советских автомобилей за рубежом. Кроме стран социалистического лагеря, спрос на «Москвич-407» имелся в Финляндии, Норвегии, Бельгии и в Греции. Ради наращивания выпуска экспортных «Москвичей» в январе 1961 года даже пришлось пожертвовать всеми полноприводными модификациями «Москвичей» (М-410Н и М-411Н) — они были сняты с производства. Прочные, надежные, достаточно современные, но в то же время простые в эксплуатации и ремонте, «Москвичи» были вполне конкурентоспособны и на мировом рынке.
По наследству от предыдущей модели «Москвичу-407» достался ряд новаторских особенностей конструкции: гнутые (панорамные) ветровые и задние стекла, телескопические амортизаторы двойного действия спереди и сзади, бесшкворневая подвеска передних колес. В стандартную комплектацию автомобиля входил радиоприемник. Ветровое стекло защищалось от запотевания теплым воздухом от встроенного ото-пителя. Сиденья в салоне раскладывались в ровное спальное место, а водительское к тому же получило способность быстрой продольной регулировки с помощью фиксирующего рычажка. Даже по европейским меркам, такое оснащение считалось богатым.
Пламенный мотор
Назвать «Москвич-407» абсолютно новой моделью было бы неправильно. Запущенный в производство в 1958 году, он стал глубокой модернизацией выпускавшегося до него «Москвича-402». Главное отличие — мощность. На 407-й модели установили новый верхнеклапанный двигатель мощностью целых 45 лошадиных сил, вместо устаревшего нижнеклапанного силового агрегата мощностью всего 35 «лошадок». По тем временам — настоящий технический прорыв!
Появлению подобного двигателя предшествовала долгая работа. До запуска в серийное производство верхнеклапанные моторы устанавливались только на заводских спортивных машинах, которые участвовали в первенствах страны и показали на соревнованиях блестящие результаты. Эти успехи подвигли заводских конструкторов И. И.Окунева, И.А.Гладилина и Я. В. Горячего на создание верхнеклапанного двигателя для серийного «Москвича». Идея, легшая в основу создания «нового» двигателя была очень проста. Конструкторы старались достичь компромисса между имевшимся оборудованием (замена всех станков не входила в планы МЗМА) и прогрессивной новой конструкцией. Альтернатива нашлась: блок цилиндров двигателя 407-го «Москвича» стали изготавливать на уже имеющихся на заводе станках. Принципиальной новинкой в моторе оказалась только алюминиевая головка цилиндров с верхним расположением распределительного вала. Первую сотню 45-сильных моторов изготовили в 1957 году, а с мая 1958-го ими стали комплектовать серийные автомобили.
Совершенству нет предела
Сначала «Москвичи-407» внешне почти не отличались от предыдущих «Москви-чей-402». Распознать новинку помогали лишь косвенные признаки: сократилась в высоту хромированная «гребенка» на выступе задней двери, а под заводской эмблемой появилась надпись «Москвич». С декабря 1959 года — впервые на отечественных легковых машинах — стали устанавливать новую четырехступенчатую коробку передач вместо трехступенчатой. Это улучшило динамические и эксплуатационные свойства машины, особенно на грунтовых и горных автодорогах. Для улучшения дизайна выпускаемой малолитражки по моде тех лет кузов «Москвича» сделали двухцветным, а чтобы замаскировать границу перехода от одного цвета к другому, на кузове ввели разделяющий молдинг из нержавейки. Двухцветные машины «улучшенной комплектации» шли в основном на экспорт, а на капоте, под заводской эмблемой, появилась надпись «Москвич».
В I960 году на автомобиле появились новая облицовка радиатора, существенно изменившая «лицо» малолитражки, а также новые задние фонари с двумя, вместо трех, рассеивателями. Одновременно с этим боковой молдинг стал устанавливаться на все выпускаемые малолитражки, независимо от цветности. В декабре 1960 года шумный редуктор главной передачи с прямозубыми коническими шестернями уступил место более тихой и надежной гипоидной передаче. В январе 1961 пластмассовый красный «флажок» на капоте заменили металлической «каплей», а в феврале 1962-го пропали «клыки» с бампера. В таком виде «Москвич-407» приобрел свой законченный «классический» вид и выпускался до октября 1963 года.
Автовладелец
«Машина — не роскошь, а средство передвижения», — утверждали газеты той эпохи. Но одно дело лозунги, и совсем другое — реальность. До реформы 1961 года, в результате которой с денег исчез один ноль и счет пошел не на тысячи, а на сотни рублей, водитель грузовика получал 760 руб., продавщица в продовольственном магазине — 450, учитель географии — 600. А «Москвич-407» стоил целых 16 000 рублей! Деньги на машину собирали годами, откладывая лишнюю копейку «в чулок». Впрочем, время было: полтора-два года приходилось ждать, пока подойдет заветная очередь на машину. Поэтому «безлошадные» соотечественники на автовладельцев поглядывали с плохо скрываемой завистью.
По заслугам
Успехи Московского завода малолитражных автомобилей в освоении новой продукции не прошли незамеченными и вскоре были оценены по достоинству: в марте I960 года за создание автомобиля «Москвич-407» МЗМА был награжден Дипломом ВДНХ СССР первой степени. В советское время это являлось значимой наградой. И в то же время на замену «четыреста седьмому» уже готовилась новая, технически более совершенная «четыреста третья» модель, которая по ряду узлов и деталей была унифицирована со следующим, третьим, поколением московских малолитражек. Последний автомобиль модели «Москвич-407» сошел с конвейера автозавода в октябре 1963 года. Всего было выпущено 359 980 автомобилей, из которых каждый третий — 120 903 — был поставлен на экспорт.
«Москвич-407» (1960 год)
Москвич-407» стал одной из самых удачных моделей в истории завода. До наших дней, несмотря на прошедшие десятилетия, дожили сотни экземпляров этой машины. Отчасти это стало возможным, благодаря прочности конструкции и толщине кузовного метала (0,8-1,1 мм). Но все же главную роль сыграла действительно всенародная любовь к «четыреста седьмому». Эти автомобили сохранились не только в частных гаражах, но и во многих музейных коллекциях: бывшем заводском музее АЗЛК, рижском «Мотор-музее», в частном собрании автомобилей «Моторы Октября», компании «Дельта», в финском городе Тампере и др.
«Москвич» - чемпион!
«Москвич-407» немало способствовал развитию автомобильного спорта в СССР. Многие гонщики выступали на нем в кольцевых и ипподромных гонках, ралли. Автомобили оснащались форсированными двигателями (до 67л. с. при 4800 об/мин), стабилизаторами поперечной устойчивости и более жесткими пружинами задней подвески. Всего на машинах этой модели было одержано 12 побед на чемпионатах СССР.
А в октябре 1956 года Центральный автомотоклуб СССР был принят в члены Международной автомобильной федерации (ФИА). Советский автоспорт получил представительство в международном органе, регулирующем этот технический вид спорта. Советские гонщики вышли на международный уровень.
«Москвичи» принимают участие в международном ралли «1000 озер» (1959 год)
Старт в Афинах на ралли «Акрополис-63» Трудность ралли
заключалась в массе трамплинов
|
Уже в августе 1958 года наши спортсмены дебютировали на «Москвичах-407» на международном соревновании — ралли «1000 озер» в Финляндии. Спортсмены ехали практически на серийных, не доведенных до спортивного уровня машинах, да и раллииного опыта у советских гонщиков почти не было. Но до финиша дошли все четыре заводских экипажа! В течение следующих четырех лет «Москвичи» успешно штурмовали зарубежные трассы, благодаря чему престиж и, соответственно, экспорт советских автомобилей увеличился в несколько раз.
«Визитной карточкой» автомобиля «Москвич-407» стала большая красивая эмблема, символизирующая принадлежность завода к столице. На ней четко прочитывается силуэт одной из башен московского Кремля с рубиновой звездой, фрагмент кремлевской стены. Эмблема, расположенная на фоне мирного голубого неба с золотистыми лучами солнца, символизировала светлое будущее страны Советов. Позже цвет фона поменялся на красный — видимо, это более соответствовало идеологии государства. На фоне Кремля — большие красные буквы МЗМА (Московский завод малолитражных автомобилей).
Помимо основной эмблемы, на капоте «407-х» ранних выпусков располагался красный флажок с небольшой пятиконечной звездочкой. В январе 1961 года его сменила бесформенная и невыразительная хромированная «капля», оказавшаяся более технологичной в производстве.
Стандартное оснащение машины предусматривало наличие часов, установленных над зеркалом заднего вида.
Рычаг переключения передач располагался на рулевой колонке, как и у большинства зарубежных аналогов.
Клюка с металлическим набалдашником
на самом деле — всего лишь рычаг стояночного
(ручного) тормоза.
Салон «Москвича» по современным меркам не назовешь просторным, но зато он уютный и не лишен изящества.
Выступающие рычаги управления и замок зажигания расположили по центру приборной панели. С точки зрения обеспечения безопасности, это решение нельзя назвать оптимальным: при аварии пассажиры с заднего сидения могли травмировать голову о ключ зажигания. В других моделях неудобное расположение ключа приводило к травме коленной чашечки.
Схема автомобиля «Москвич-407»
Техническая характеристика Москвич-407 |
|
Число мест: |
4 |
Максимальная скорость |
115 км/час |
Время разгона до 80 км/ч |
24 сек |
Расход топлива при скорости 30-40 км/час |
6,5 л/100 км |
Тормозной путь со скорости 30 км/час |
6,0м |
Электрооборудование |
12 V |
Аккумуляторная батарея |
12 V |
Аккумуляторная батарея |
6СТ-42 |
Генератор |
Г-22; 16 а; 200 вт |
Реле-регулятор |
РР-24Д |
Стартер |
СТ-122; 0,6 л.с. |
Прерыватель-распределитель |
Р-35Б |
Свечи зажигания |
А11У |
Размер шин |
5,60 - 15 |
Вес автомобиля в снаряженном состоянии: |
|
без нагрузки общий |
990кг |
с нагрузкой 4 человека общий |
1290 кг |
на переднюю ось |
640кг |
на заднюю ось |
650кг |
Дорожные просветы: |
|
под передней осью | 200мм |
под задней осью | 200мм |
Наименьший радиус поворота: |
|
по колее переднего наружного колеса | 6,0м |
внешний - по наиболее выступающей части | 6,3 м |
Подвеска передняя: независимая, пружинная, с поперечным расположением рычагов, бесшкворневая, амортизаторы гидравлические, телескопические двухстороннего действия |
|
Подвеска задняя: зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах, амортизаторы телескопические двустороннего действия |
|
Рулевой механизм: глобоидальный червяк и двухгребневый ролик, передаточное отношение — 17,0 |
|
Тормоз ножной: колодочный, на все колеса с гидравлическим приводом |
|
Тормоз ручной: колодочный, на задние колеса с механическим приводом |
|
Сцепление: однодисковое, сухое с гасителем крутильных колебаний |
|
Коробка передач: |
|
механическая, трехступенчатая, двухходовая, рычаг управления на рулевой колонке, позже четырехступенчатая | |
Передаточные числа трехступенчатой коробки передач: I — 3,53; II — 1,74; III — 1,00; задний ход — 4,61 |
Передаточные числа четырехступенчатой коробки передач: I — 3,81; II — 2,42; III — 1,45; IV — 1,0; задний ход — 4,71 |
|
Коническая главная передача: 4,71 (33 и 7 зубьев) Гипоидная главная передача: 4,55 | |
Двигатель: |
|
407, карбюраторный, четырехтактный, четырехцилиндровый, рядный, верхнеклапанный | |
Диаметр цилиндра | |
Ход поршня | |
Литраж двигателя | |
Степень сжатия | |
Число клапанов | |
Порядок работы цилиндров двигателя | |
Карбюратор: |
|
К-59 (с падающим потоком) | |
Максимальная мощность: |
|
45 л. с. (33 кВт) при 4500 об/мин |
Москвич-410Н выпускался в 1958-1960 гг. По личной инициативе Н.С. Хрущева, полно-приводный легковой автомобиль должен был использоваться в сельской местности, наглядно демонстрируя улучшающееся благосостояние колхозников. Но производство сложной полноприводной машины пришлось свернуть в пользу увеличения выпуска экспортных модификаций базового седана.
Москвич-423Н выпускался в 1958-1963 гг. Автомобили с кузовом «универсал» идеально подходили для дачников и путешественников, но в розничную продажу поступали в ограниченном количестве, используясь преимущественно на государственной службе. Москвич-423Н долгое время оставался недостижимой мечтой рядового автолюбителя.
Вместе с базовой моделью легКового малолитражного «МосКвича-497», Выпускавшейся с апреля 1958 по деКабрь 1963 года, нобым двигателем на заводе стали оснащать все его модификации. На улицах замельКали зеленые огоньКи и «шашечКи» таКси, модели «407Т», дополнительно оборудованной тахометром. Специально для людей с ампутацией или параличом ног был создан «407Б» -автомобиль с ручным управлением. Его основным отличием от базовой модели стало применение специальной системы ручного управления педалями сцепления, тормоза и управления дроссельной заслонКи Карбюратора, выключателя стартера и переключения света (ранее осуществлялись ноЖными переключателями). Врачи ездили К пациентам на санитарном автомобиле «407М», разработанном для слуЖбы «медицинская помощь на дому». Модель была оборудована отличительными знаКами, аптечКой и внутренней обивКой Кузова из легКо моющегося Кожезаменителя. В ЖарКие страны с тропическим Климатом отправился экспортный вариант «497 К)». Кроме того, в производство были запущены пятидверная модернизированная грузопассажирская версия с Кузовом «универсал», грузоподъемностью 4 человека и 199 груза (или 2 человека и 259 Кг груза) - «МосКвич-423 Н», фургон «МосКвич-439», полноприводный седан «МосКвич-419 Н» и универсал «МосКВич-411 Н».
Москвич-411Н выпускался в 1958-1960 гг. Полноприводный автомобиль с кузовом «универсал» во многом опережал свое время: мода на комфортабельные легковые автомобили со всеми ведущими колесами и универсальными кузовами пришла на 20 лет позже. А тогда из-за дороговизны конструкции модель не получила широкого распространения, навсегда оставшись эксклюзивной редкостью.
Москвич-407-купе специальный спортивный автомобиль для кольцевых и иппо-дромных гонок. Его двухместный кузов был легче и посажен относительно колес ниже, чем у серийной модели. Изготовлен в двух экземплярах в 1962 г."Москвич - 407-купе "
По материалам журнала "Автолегенды СССР" №1 2010